или
сайт учителя технологии и ОБЖ Женжурова Г. А.
Корень учения горек, да плод его сладок
Меню сайта
Сушаем радио онлайн
Форма входа
Поиск
Пе́рвая по́мощь — срочное выполнение лечебно-профилактических мероприятий, необходимых при несчастных случаях и внезапных заболеваниях, меры срочной помощи раненым или больным людям, предпринимаемые до прибытия врача или до помещения больного в больницу.


В.Бубнов, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой медицины и психологии экстремальных ситуаций Московского института медико-социальной реабилитологии

Очевидец происшествия - не спаситель пострадавшего

60% погибших в несчастных случаях могли бы остаться в живых!!!

Обученных много, умеющих - нет
Систему оказания очевидцами первой медицинской помощи (СОО ПМП) пострадавшим на ме­сте происшествия Россия унасле­довала от СССР. Правовые основы СОО ПМП определены статьей 125 УК РФ «Оставление в опасности» и Федеральным законом «О защи­те населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций природного и техногенного характера». Они обязывают граждан Российской Федерации изучать и постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в области оказания первой медицинской по­мощи. Особое внимание в законе уделяется соответствующему обу­чению всего персонала опасных видов производства и транспорта, а также оснащению аптечек, мед­пунктов и санитарного транспор­та современными средствами ока­зания ПМП. В СССР в течение десятилетий постоянно уделялось большое внимание вопросам обучения на­селения оказанию первой меди­цинской помощи. К 1990 году Российское общество Красного Креста объединяло свыше 40 миллионов человек, более чем в 100 тыс. лекториев проводились занятия по темам ПМП, многие категории рабочих и служащих обучались на соответствующих курсах в обязательном порядке.
В настоящее время ежегодно на дорогах России в ДТП гибнет свыше 30 тысяч человек, тонет около 15 тысяч, а от бытового и производственного травматизма погибает до 100 тысяч человек. По данным Всемирной организа­ции здравоохранения (ВОЗ), 60%: погибших в результате несчаст­ных случаев в мирное время мог­ли бы остаться в живых, если бы медицинскую помощь им оказали своевременно. Статистика служб «скорой помощи» Москвы, Челя­бинска и других крупных горо­дов свидетельствует, что смерть пострадавших в ДТП по причине несовместимых с жизнью повреж­дений составляет только 10-15% от всех смертельных исходов. Это надо понимать как то, что боль­шинство погибших вполне могли бы выжить, окажись рядом с ни­ми во время происшествия люди, умеющие оказывать первую ме­дицинскую помощь.
То же самое можно сказать и о случаях утопления, бытового и производственного травматизма. Изложенное свидетельствует о низкой эффективности системы оказания очевидцами первой ме­дицинской помощи пострадав­шим в нашей стране.

Система оказания ПМП очевидцами происшествия
В России эта система (СОО ПМП) появилась в 1886 году в Санкт-Петербурге, когда на засе­дании комиссии, утвержденной императором Александром III, бы­ло одобрено «Положение об уст­ройстве врачебно-санитарной ча­сти на паровозных железных доро­гах, открытых для общественного пользования». Именно в этом до­кументе впервые прозвучало поня­тие «система организации помощи при травмах на железных доро­гах », которая вовлекала широкий круг лиц от машинистов, провод­ников, станционных смотрителей, начальников станций и их замес­тителей до телеграфистов и обход­чиков путей в спасение жизни по­страдавших при железнодорож­ных катастрофах.
Главной задачей системы еще в то время стало - сделать всё воз­можное, чтобы не допустить смер­ти пострадавшего на месте про­исшествия. Система должна рабо­тать на конечный результат -снижение смертельных исходов до прибытия квалифицирован­ного медицинского персонала. С 1886 года структура СОО ПМП приняла следующий вид:
• подсистема «помощь» -кон­ кретные действия в оказании первой медицинской помощи пострадавшему очевидцами, не имеющими медицинского образования;
• подсистема «обучение» -ме­ тодики и учебный процесс обучения отработке навыков оказания первой помощи. Ниже приведен их логичес­ кий поэлементный структурный анализ.

Подсистема «Помощь» состоит из четырех элементов.
1. «ОЦЕНКА»
Элемент включает в себя:
оценку безопасности места происшествия;
оценку состояния постра­ давшего;
• оценку возможностей и ос­ нащения спасающего;
оценку условий и средств передачи информации для вызова спасательных служб;
оперативное принятие ре­ шения в выборе алгоритма действий в максимально сжа­ тые сроки. Здесь речь идет о факторе времени, об эконо­ мии каждой секунды в оцен­ ке ситуации и состояния пост­ радавшего.
2. «ДЕЙСТВИЯ»
Включает в себя действия оче­видцев на месте происшествия до прибытия медперсонала:
комплекс сердечно-легоч­ ной реанимации;
восстановление проходимо­ сти дыхательных путей в слу­ чаях коматозного состояния; временную остановку кро­ вотечений;
тампонаду ран при ранении шеи, груди и мягких тканей головы;
наложение стерильных по­ вязок на раны;
иммобилизацию повреж­ денных конечностей;
экстренную эвакуацию пост­ радавшего из опасной зоны;
четкий доклад при вызове спасательных служб или опо­ вещении администрации.
3. «ОЧЕВИДЕЦ»
Имеется в виду любое дееспо­собное лицо, независимо от по­ла, социального положения, обра­зования и профессии, оказавше­еся возле пострадавшего. Только от действий очевидцев на месте происшествия зависит жизнь по­страдавшего, но именно они,да­же владея навыками оказания ПМП, могут не приступить к ней в силу различных причин. В свя­зи с этим необходимо детально проанализировать элемент «оче­видец» , а точнее - факторы, опре­деляющие его действия:
Фактор «пси» - психология поведения очевидца происшест­ вия в экстремальной ситуации. Чаще всего мешают обычному че­ ловеку приступить к оказанию ПМП чувства боязни толпы и от­ ветственности, брезгливости, эго­ изма и равнодушия.
Фактор «физ» - физичес­ кие возможности очевидцев. В связи с тем, что во многих регио­ нах России бригада скорой помо­ щи прибывает на место происше­ ствия в течение часа, очевидцы случившегося должны быть го­ товы столько же времени поддер­ живать жизнь пострадавшего. Очевидцами могут оказаться и девушка, и подросток, и пожи­ лой человек, и домохозяйка. Между тем, мужчина средних лет способен выполнять комплекс сердечно-легочной реанимации 5-6 минут, вдвоем - 10-15 минут. А этого недостаточно.
Фактор «мотив» - заин­ тересованность в моральной и материальной компенсации по­ терянного времени, испачкан­ ной одежды, отрицательных эмоций и реального риска для жизни. В повышении мотива­ ции оказания ПМП не послед­ нюю роль может сыграть госу­ дарство, скажем, приравнивая акт спасения жизни к проявле­ нию героизма и личного мужест­ ва с обязательным награждени­ ем отличившегося и освещением его поступка в средствах массо­ вой информации.
Таким образом, действие эле­мента «ОЧЕВИДЕЦ» структурно определяется тремя факторами, способствующими или препятст­вующими решению задачи.
4. «ОСНАЩЕНИЕ»
Включает в себя средства для проведения комплекса сердечно-легочной реанимации, времен­ной остановки кровотечения, им­мобилизации конечностей и нало­жения повязок на раны. Нали­чие и оптимальная комплекта­ция аптечек первой медицинской помощи во многом усиливает эф­фект действия очевидцев, а ее не­дочеты могут спровоцировать трагический исход. В состав аптечки должны обя­зательно входить:
средства для безопасного и эффективного проведения ис­ кусственного дыхания (безо­ пасного как для пострадав­ шего, так и обеспечивающего защиту спасающего от угрозы инфицирования и контакта с содержимым дыхательных путей умирающего);
универсальная дезинфици­ рующая жидкость для обра­ ботки масок, собственных рук и слизистых, кожи вокруг ран;
атравматичный кровоос­ танавливающий жгут;
компактная складная ши­ на на случай повреждения ко­ стей предплечья и голено­ стопного сустава;
компактная шина для фик­ сации шейного отдела позво­ ночника;
• набор перевязочных средств;
• гипотермический пакет;
а оказания очевидцами ПМП (СОО ПМП) пеленка для прикрывания ожоговой поверхности;
набор медикаментов, от­ пускаемых без рецепта.
В оснащении медпунктов опас­ных видов производства, вахто­вых служб ремонтных бригад и постов ГИБДД следует иметь уни­версальные средства переноса по­страдавших с земли на носилки и иммобилизации в любом щадя­щем положении.
Подсистема «Обучение» состоит из пяти элементов.
1. «ОБУЧАЕМЫЙ".
Каждого обучаемого следует рассматривать как потенциаль­ного очевидца, который при необ­ходимости должен воспользовать­ся знаниями и навыками, полу­ченными на занятиях. Однако без мотивации (Фактор «мотив») к приобретению навыков оказания ПМП не может быть и речи о ка­ком-либо эффективном обучении. Эту проблему помогает решить, с одной стороны, система админи­стративных мер (аттестация, до­пуск к работе, повышение окла­да и пр.), с другой - обязатель­ное воспитание у подрастающих поколений россиян чувств мило­сердия и сострадания, граждан­ского долга и ответственности за чужую жизнь, которые не позво­лят пройти мимо пострадавше­го. Не следует забывать о физиче­ских возможностях и психоло­гии поведения обучаемого (Фак­тор «пси» и Фактор «физ»).
Таким образом, структура эле­мента «обучаемый» аналогична структуре элемента «очевидец». Подчеркнем, что ПМП эффектив­на в том случае, если ее оказыва­ет ОБУЧЕННЫЙ ОЧЕВИДЕЦ.
2. «ПОСОБИЯ».
Наиболее эффективным будет комплекс тренажерного обуче­ния, состоящий из:
учебников-самоучителей, инструкций, памяток, плака­ тов и таблиц;
роботов-тренажеров, ком­ пьютерных программ и ви­ деофильмов;
• стандартных аптечек и та­ бельных средств.
Комплекс тренажерного обуче­ ния позволит успешно проводить занятия в разновозрастных ауди­ ториях с различными уровнями образования и скорости воспри­ ятия информации, а также при­ влекать к проведению занятий специалистов без медицинского образования. Достаточно обучить приемам и алгоритмам действий способного человека, и он, исполь­ зуя комплекс и соответствующие методики, обучит любую аудито­ рию без потери качества.
3. «ПРОЦЕСС". Учебный процесс, основан­ный на методиках тренажерно­го, проблемного и игрового ви­дов обучения, наиболее эффективен для приобретения навы­ков оказания ПМП.
4. «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ".
Наилучший преподаватель - это человек, в совершенстве вла­деющий навыками оказания пер­вой медицинской помощи и об­ладающий даром педагога.
5. «КОНТРОЛЬ».
Оценка полученных знаний и навыков оказания ПМП и уме­ния их использовать в экстре­мальных ситуациях может про­водиться в виде экзаменов, за­четов, соревнований и конкур­сов (особенно в условиях полиго­на, где моделируются реальные условия несчастного случая). Ос­новным критерием в оценках знаний и навыков должны стать объективные показатели. На­пример: время, затраченное уче­ником от начала ознакомления с ситуацией до появления у «пост­радавшего» (робота-тренажера), с которым он работает, пульса на сонной артерии и реакции зрачка; правильность выполне­ния приемов. Эффективность СОО ПМП обеспечена положительными значениями факторов, опреде­ляющих действия «обученного очевидца», и структурой осталь-ных элементов системы, приве­денной и обсужденной выше в процессе анализа.

Методика ПМП в системе Международного комитета Красного Креста
До настоящего времени в ми-рре нет единой системы ока­зания первой медицинской помощи для лиц без медицин­ского образования. На сего­дняшний день самой известной в мире является система ПМП американского доктора Пите­ра Сафара, принятая за основу Международным Красным Кре­стом для медицинской подго­товки населения и спасатель­ных служб. Предложенная в се­редине 60-х годов прошлого сто­летия, она создана на базе фун­даментальной разработки ком­плекса сердечно-легочной реа­нимации В.А.Неговским. П.Са-фар свою систему начал исполь­зовать в Перу для обучения ме­дицинских сестер и энтузиас­тов Межд у народного Красного Креста. Но в той стране сорок лет назад не знали ни о СПИ­Де, ни о разгуле гепатита. По­пытки ее внедрения в россий­ских условиях сразу выявили целый ряд недостатков, основ­ные из которых следующие.
1. Неоправданно большая поте­ря времени на определение при­знаков сознания в случаях кли­нической смерти. Согласно мето­дике Сафара, необходимо оклик­нуть пострадавшего вопросами: «Все ли у тебя в порядке? Хочешь ли ты со мной разговаривать? Да­ешь ли ты согласие на оказание помощи? Позволишь ли ты вы­зывать «скорую помощь», пожар­ных, полицию? Не нарушаю ли я твои права человека? » Если пост­радавший не отвечает, то следует три раза громко похлопать в ладо­ши. При отсутствии реакции на звуковые раздражители следует надавить на болевую точку.
Если пострадавший не реа­гирует и на болевое раздражение - только тогда можно сде­лать вывод, что он без созна­ния. На определение признаков потери сознания по этой мето­дике требуется не менее одной минуты. Необоснованно боль­шая потеря времени значитель­но снижает эффективность эле­мента «ОЦЕНКА».
2. Определение признаков ды хания как обязательное дейст­вие до начала оказания первой помощи пострадавшему в состо­янии клинической смерти включает три приема.
Прием № 1: «Прислониться ухом ко рту пострадавшего и услышать шум его дыхания». В условиях дороги или транс­портной магистрали это малове­роятно.
Прием № 2: «Ощутить ще­кой тепло дыхания или увидеть запотевание зеркальца, подне­сенного ко рту пострадавшего ».
Совершенно очевидно, что в условиях русской зимы эффект запотевания может отмечать­ся спустя несколько часов по­сле наступления биологичес­кой смерти у остывающего тру­па. Пример из личной практи­ки: зимой на стройке трое мон­тажников обедают, а четвер­тый лежит с признаками биоло­гической смерти. На вопрос: «Что произошло?» - последо­вал ответ: дескать, час назад их товарищ коснулся оголен­ных проводов и потерял созна­ние. При выяснении, почему они даже не пытались его спа­сти, один из монтажников, дер­жа отполированную до блеска пряжку солдатского ремня у рта умершего, заявляет: «А за­чем? Пряжка запотевает - зна­чит, дышит! А раз дышит - зна­чит, жив!»
Оценка состояния пострадав­шего по этой методике в нашей северной стране часто приводит к трагедии: очевидцы не при­ступали к комплексу сердечно-легочной реанимации потому, что не могли определить изна­чально нужна ли она вообще -жив человек или мертв.
Прием № 3: «Увидеть подъ­ем грудной клетки на вдохе». Во-первых, у половины населе­ния нашей страны преоблада­ет брюшной (мужской) тип ды­хания. Во-вторых, спокойное дыхание мало заметно даже при самом внимательном разгляды­вании, и тем более у человека в зимней верхней одежде. Таким образом, потеря времени на оп­ределение этого малодостовер­ного и трудноопределяемого признака совершенно не оправ­дана в ситуации, когда каждая потерянная секунда может стать роковой.
Разобранные недостатки в оценке состояния пострадавше­го значительно снижают эффек­тивность элемента «ОЦЕНКА».
3. Требование методики про­водить комплекс сердечно-ле­гочной реанимации по азбуке «АВС»:
А - Air way open (восстанов­ление проходимости дыха­тельных путей);
В - Breathe for victim (ис­кусственная вентиляция лег­ких - проведение двух вдо­хов искусственного дыха­ния);
С - Circulation his blood (при­ступить к непрямому масса­жу сердца).
При этом изменять алгоритм «АВС» категорически запреще­но по следующим соображени­ям: «без искусственной венти­ляции легких и поступления в кровь кислорода нет смысла приступать к непрямому масса­жу сердца». Этот на первый взгляд логичный принцип в Рос- сии приводит к массовому отка­зу очевидцев от проведения реа­нимации и тысячам потерянных жизней. Причина такого отри­цательного явления проста - ме­тодика не учитывает психоло­гии обыкновенного человека.
В условиях, когда широко распространены наркомания, СПИД, гепатит, алкоголизм и бродяжничество, любой пони­мает, что контакт со слизистыми пострадавшего несет угрозу для спасающего (салфетки и носо­вые платки не ограждают от про­никновения инфекции, не за­щищают от запаха, рвотных масс, слюны и крови). Спасаю­щий оказывается перед слож­ной дилеммой: он должен либо нарушить УК РФ (ст. 125. «Ос­тавление в опасности»), если не сделает вдоха искусственной вентиляции способом «изо рта в рот о, либо рисковать не толь­ко своей жизнью и здоровьем, но и подвергать впоследствии риску заражения СПИДом, гепа­титом, сифилисом и прочими опасными заболеваниями своих близких. Неудивительно, что часто очевидцы происшествия выбирают единственно спаси­тельный для них вариант: «Ни­чего не видел! Меня там не было! Ничего не умею!»
Таким образом, эта методика в условиях России оказалась ис­точником формального отноше­ния к проблеме. Она полностью игнорирует Фактор «пси».
Методика предусматрива­ ет согласованные действия двух спасающих, а максимальное вре­ мя проведения комплекса реа­ нимации вдвоем, как уже гово­ рилось, не превышает 10-15 ми­ нут, за которые бригады меди­ ков по вызову прибывают ред­ ко. Методика не учитывает Фак­ тор «физ», что снижает эффек­ тивность СОО ПМП.
Согласно методике, спасаю­ щий реально сможет сделать вдох ИВЛ только через 1-2 минуты по­сле начала оценки состояния по­страдавшего, а нанести прекар-диальный удар кулаком по груди­не и приступить к непрямому массажу сердца - не ранее чем через 2-3 минуты. Если учесть, что прекардиальный удар эффек­тивен только в течение первой минуты после остановки сердца, то понятно, почему из данной ме­тодики изъято его использование - из-за упущенного времени он потерял всякий смысл. Однако Н.И.Пирогов еще в го­ды Крымской войны (1853-1856 гг.) описал несколько случаев успешного оживления умерших солдат после сотрясения груд­ной клетки. А мой пятнадцати­летний опыт работы в составе выездных бригад Центрального эвакопункта МПС России (1982-1997 гг.), свидетельствует, что в 70-90% случаев клинической смерти сердечная деятельность после нанесения прекардиаль-ного удара восстанавливалась. Особенно эффективно использо­вание удара в первую минуту по­сле исчезновения пульса на сон­ной артерии и в случаях пора­жения электрическим током. Учитывая количество смер­тельных исходов из-за останов­ки сердца при поражении элек­трическим током, нет смысла объяснять, сколько шансов на спасение человеческих жизней может перечеркнуть эта мето­дика. Таким образом, несовер­шенный алгоритм действий спа­сающих резко снижает эффек­тивность элемента «ДЕЙСТВИЕ».
6. Еще один недостаток кроет­ся в несовершенстве используе­мых тренажеров. Широко рас­пространенные на курсах Мос­ковского общества Красного Креста импортные тренажеры не имеют интерактивного изме­нения реакции зрачков и пуль­са на сонной артерии и не могут адекватно имитировать призна- ки «умирающего и оживающе­го» человека в процессе реанима­ции. В этом случае из учебного процесса выпадает приобрете­ние навыков оказания первой помощи в условиях реальных ситуаций. Приобретенные на­выки можно оценить только субъективно, а не по достигнуто­му эффекту «оживления» пост­радавшего. Эти недостатки зна­чительно снижают эффектив­ность элементов: «пособия», «процесс» и «контроль».

Недостатки в массовом обучения приемам оказания ПМП
До нынешнего времени все по­пытки массового обучения насе­ления и персонала опасных видов производства приемам оказания ПМП приводили к формальному решению этой проблемы. А при­чины этого в следующем.
1. Практика привлечения к преподаванию врачей или медсе­ стер оказалась неэффективной. Как показывает жизнь, быть хо­ рошим врачом - еще не означа­ ет быть хорошим преподавате­ лем или инструктором. Если за­ нятия проводит непрофессио­ нальный педагог, то они прохо- дят'под шелест газет.
Многие руководители заня­тий считают, что без лекций по анатомии, физиологии челове­ка, подробного изучения меха­низмов получения травмы и за­конов развития патологических состояний невозможно научить оказанию ПМП. И это тоже яв­ляется причиной низкой эффек­тивности обучения.
2. В большинстве случаев вместо эффективного обучения оказанию ПМП практикуются эстафеты бегунов в противога­ зах с носилками. Качество под­ готовки оценивается, как пра- вило, лишь по таким критери­ям, как:
скорость надевания проти­ вогаза;
скорость и правильность наложения жгута, повязки и шины;
• скорость переноса постра­ давшего на руках, носилках или закорках.
Отработанные при этом навы­ки можно использовать только на последующих подобных эс­тафетах.
Программы и методы подго­ товки медицинского персонала не пригодны для массового обуче­ ния школьников, рабочих и слу­ жащих. Игнорирование этого факта заводит проблему в тупик.
Знать приемы и даже вла­ деть навыками оказания ПМП - еще не означает уметь ими вос­ пользоваться в экстремальной ситуации. Увидеть умирающего, окровавленного пострадавшего, а тем более своего сослуживца или товарища - колоссальный стресс для каждого человека. Обучение без учета психологиче­ ского фактора и замалчивание многих психологических аспек­ тов в оказании ПМП тоже сводит на нет всю работу по подготовке «обученного очевидца».
Человек, оказавшийся на ме­сте происшествия, может на­звать как минимум четыре при­чины, которые не позволяют ему приступить к оказанию помощи пострадавшим.
Первая: «Я боюсь навре­ дить. Он может умереть по моей вине ».
Вторая: «Пострадавшего я почти не знаю, поэтому бо­ юсь заразиться СПИДом, ге­ патитом, сифилисом и др.».
Третья: «Почему именно я должен подойти первым, что я самый умный, самый?...
Ведь именно мои действия бу­ дут осуждаться, именно я должен буду принимать ре- шения и понесу всю тяжесть ответственности». • Четвертая: «Если постра­давший лежит без призна­ков жизни, а я не смог его оживить, то мне придется оправдываться, доказывать, что не я его убил». Именно психологический фактор, если он не берется в рас­чет, превращает обучение при­емам оказания ПМП в пустую формальность. Не следует забы­вать, что если у спасателей, ми­лиционеров, пожарных, энерге­тиков и персонала многих дру­гих опасных производств есть достаточно выраженная профес­сиональная мотивация к спасе­нию жизни ближнего, то у боль­шинства очевидцев несчастного случая возникает вопрос: «За­чем мне это надо? »
В ходе обучения вопросам ПМП надо обязательно учиты­вать проблемы мотивации дейст­вий возможных очевидцев.
5. Уместно будет здесь еще раз сказать о факторе «оснаще ние». Вполне понятно, что во многих тяжелых происшестви­ях оказать ПМП пострадавше­му, не имея соответствующих средств, невозможно. Хорошо если в руках спасающего ока­жется аптечка. В легковом авто­мобиле, например, она должна быть. Однако комплектация большинства аптечек для води­телей и даже тех или иных про­изводств оставляет желать луч­шего. Очень часто в их состав включаются такие вложения, которые могут или имеют право использовать только професси­ональные медики. Нередко вхо­дящее в аптечку изделие пред­ставляет опасность для постра­давшего в силу несовершенства своей конструкции.
В качестве примера можно привести, скажем, «жгут кро­воостанавливающий матерча­тый эластичный с дозирован- ной компрессией». Сама идея дозированной компрессии жгу­та с указанием нормы усилия сдавления для руки и для ноги в виде квадрата или круга не­верна. Чтобы понять, к каким последствиям может привести принцип: «Растяните до квад­рата», достаточно подумать о вариантах наложения этого жгута девочке-подростку или атлету-тяжеловесу, сухонькой старушке или человеку с избы­точным весом.
Ошибка в степени сдавления конечности в ту или иную сторо­ну может закончиться одинако­во плачевно - либо расщеплени­ем сосудисто-нервного пучка и инвалидностью, либо, при недо­статочном пережатии артерий, турникетным шоком. Сам прин­цип «индикации дозирования» грубо нарушает основное прави-I ло наложения кровоостанавли­вающего жгута - накладывать только под контролем пульса. В случаях неверного наложения, когда сохранен пульс ниже затя­нутого жгута и начинается набу­хание вен, отек и посинение ко­нечности, его необходимо снять и наложить заново.
Анализ номенклатуры ком­плектации аптечек ПМП пока­зал, что для спасения человече­ской жизни в экстремальной си­туации их содержимого явно не­достаточно, так как бинты, «зе­ленка», ножницы, таблетки не могут решить*этой проблемы. Аптечки, содержимое которых не может быть использовано для оказания первой помощи, также провоцируют формальное отно­шение к проблеме спасения че­ловеческой жизни.
В следующих публикацях мы на­мерены поговорить о путях повыше­ния эффективности системы оказа­ния очевидцами первой медицин­ской помощи пострадавшим на мес­те происшествия.
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020