или
сайт учителя технологии и ОБЖ Женжурова Г. А.
Корень учения горек, да плод его сладок
Меню сайта
Сушаем радио онлайн
Форма входа
Поиск

Выполнила: Артюкова Елена

10А СОШ №51

2010


Методика развития физических качеств


Основными физическими качествами человека принято считать ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все физические качества, но преимущественное значение приобретает какое-либо одно из них. Например, при беге на короткие дистанции — быстрота; при беге на длинную дистанцию — выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега — сила в сочетании с быстротой.
В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости. Ловкость — это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.
Ловкость развивается при выполнений упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с допол нительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур).
Быстрота — способность человека выполнять движения в наикратчайшее время. Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройка условнорефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты.
Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).
Развитию быстроты способствуют скоростно-сйловые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.
Глазомер — способность человека определять расстояние с помощью зрения и мышечных ощущений.
Развить глазомер можно при выполнении любых упражнений: при ходьбе дети должны уметь правильно ставить ногу, соблюдать направление; в прыжках — точно попадать ногой на доску, чтобы, оттолкнувшись, совершить полет в нужном направлении, а затем приземлиться в определенном месте; при построениях в колонну по одному нужно на глаз измерить расстояние до впереди стоящего ребёнка; в метании на дальность и особенно в цель — расстояние до цели и т. д. Важно при выполнении упражнений учить детей измерять расстояние на глаз, проверяя затем его шагами.
Гибкость — способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении.
Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности общеразвивающих. У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов (например, коленного).
Упражнения на гибкость целесообразно сначала выполнять с неполным размахом, например сделать 2—3 полунаклона, а потом уже полный наклон, 2—3 полуприседания, затем — глубокое приседание.
Равновесие — способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.
Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах (верхолаз и др.).
Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела (ОЦТ). У дошкольников ОЦТ расположен высоко, поэтому им труднее сохранить равновесие. При выполнении упражнений, смене положений центр тяжести тела смещается и равновесие нарушается. Требуется приложить усилия, чтобы восстановить нужное положение тела.
Равновесие развивается в большей степени в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке), также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега и др.).
Сила — степень напряжения мышц при их сокращении.
Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях).
В детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям.
Учитывая анатомо-физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это може отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания, большое напряжение организма.
Интенсивность выполняемых упражнений, масса предметов (мешочков с песком и др.), дозировку физической нагрузки следует повышать постепенно.
Выносливость — способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время.
Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости. Рекомендуются и прогулки (пешие, на лыжах), во время которых упражнения чередуются с отдыхом.
Дозировка упражнений и длительность занятий от группы к группе увеличиваются. И это также способствует развитию выносливости.

0

 

Всестороннее развитие физических качеств.

  К основным физическим качествам каждого спортсмена относятся: сила, быстрота, ловкость и выносливость. Эти качества имеют важное значение в любом виде спорта, но в каждом виде спорта проявляются специфически, под влиянием особенностей его техники и тактики.
  Физическая сторона тренировки боксера — основа, на которой строится его техническое и тактическое мастерство. Без этой основы спортивное мастерство боксера было бы непрочным и он никогда не достиг бы высоких спортивных результатов.

Развитие силы.

  Сила боксера должна быть высокоорганизованной. Это достигается специфической спортивной техникой, придающей его боевым движениям рациональность, легкость и непринужденность. Умение соразмерять мышечные усилия в сложном и непрерывно изменяющемся процессе боя определяет высокое мастерство боксера.
  Слабо технически подготовленные боксеры стараются восполнить этот недостаток силой. Поэтому их бои неизбежно превращаются в грубые, силовые.
  К силовым движениям боксера в бою на ринге можно отнести только удары; остальные движения — защитные, маневренные и финтовые — осуществляются с минимальными усилиями, не требующими большого мышечного напряжения. Но и в удары, используемые в бою с различными тактическими действиями, вкладываются различные усилия. Если внимательно присмотреться к поединку искусных боксеров, то можно увидеть, что они значительно больше наносят легких ударов, чем тяжелых. Умение соразмерять силу ударов зависит от наличия высокоразвитых двигательных ощущений.
  Анализатор мышечных ощущений — двигательный (проприоцептивный) анализатор. Он получил свое название от функций проприоцепторов-рецепторов двигательного анализатора, заложенных в мышцах и сухожилиях. Проприоцепторы раздражаются при работе мышц. Ощущения, возникающие при возбуждении двигательного анализатора, известны как мышечные ощущения.
  Двигательный анализатор взаимодействует с функциями зрительного и других анализаторов. Боксер должен уметь экономно расходовать мышечную энергию в бою и сохранять силы на протяжении всего поединка. Способность к длительной работе зависит от умения боксера соразмерять свои усилия, действовать в бою расчетливо и экономно, с возможно меньшими усилиями и затратой энергии.
  Специальная сила боксера развивается прежде всего упражнениями в нанесении ударов по подвесному боксерскому мешку и груше с платформой, а также упражнениями с тренером (в ударах по лапам). Они укрепляют определенные группы мышц и в то же время отлично развивают двигательные ощущения боксера.
  На развитие физической силы боксера тренеру следует обратить большое внимание. Развитая нервно-мышечная система позволяет боксеру затрачивать меньше усилий в боевых действиях и наносить удары с большой эффективностью. Поэтому гимнастика, направленная на общее укрепление мышц, обязательна.
  Полезны боксеру все виды легкоатлетических метаний (особенно метание диска и толкание ядра), движения при которых сходны с движениями ударов боксера. При метаниях в движениях участвуют те же группы мышц, что и в боксерских ударах. Метание развивает силу, быстроту и резкость.
  Борьба, упражнения со штангой, с настенными блоками и различными гимнастическими снарядами также отлично могут быть использованы для развития физической силы боксера.

Развитие быстроты.

  Быстрота действий в боксе имеет большое, часто решающее, значение. Опередить противника ударом, защититься от удара быстрее, чем противник осуществит атаку или контратаку,— все это очень важно для победы на ринге. Поэтому в обучении и тренировке боксера большое место занимает развитие быстроты действий.
  Быстрота боксера взаимосвязана с другими качествами; она зависит от того, насколько высоко координированы движения боксера, насколько он ловок, т. е. от того, насколько в целом высока его физическая подготовленность.
  Поэтому в обучении и тренировке для развития быстроты боксера важно постоянно следить за тем, чтобы боксер овладевал координацией все более разнообразных и сложных движений, приобретая необходимую ловкость, учился расслаблять мышцы и т. п.; но наиболее существенно — развить у боксера быстроту реакции.
  Боевое поведение боксера на ринге основывается на сознательных, преднамеренных действиях, определяемых тактическими задачами боя. Успех этих действий в значительной мере зависит от способности боксера мгновенно, точно и технически правильно реагировать на непрерывно изменяющиеся положения в бою. Поэтому боксер, заботясь о быстроте реакции, вместе с тем тщательно разучивает технические способы атаки и защиты.
  Быстрота реакции боксера имеет одинаково важное значение как для атаки, так и для защиты. Успех атаки зависит от способности боксера замечать открытые места на теле противника, выбирать и создавать благоприятные моменты для ударов.
  Лучшим упражнением для развития быстроты реакции на открытую цель служит вольный бой. Боксер в активной борьбе совершенствует способность подмечать у партнера открытые места, принимать нужные решения и быстро атаковать или контратаковать.
  Чтобы развить сложные реакции у боксера, от тренера требуется кропотливая, терпеливая работа и определенный, методически последовательный подход к решению этой задачи.
  Одним из средств для развития быстроты и точности защитной реакции боксера, как уже указывалось, служат упражнения с партнером в условном бою. Но до этого занимающиеся должны правильно усвоить движения защиты.
  Вначале дают простые упражнения, сосредоточивающие внимание ученика только на одном движении защиты, противопоставленном определенному, обусловленному заранее атакующему удару партнера. Развивать этот вид простой реакции боксера начинают с относительно замедленных действий партнера, в последующем ускоряя их.
  Встречные удары наносят одновременно с защитным движением.
  Когда занимающиеся усвоят несколько видов защиты, им предлагают упражнения для развития сложной реакции. Боксер сосредоточивает внимание одновременно на двух, трех и более видах защиты. Любой из этих видов он должен произвольно противопоставлять одному атакующему удару партнера.
  В упражнениях для развития быстроты реакции необходимо следить за тем, чтобы ученик отвечал на то или иное действие партнера правильным боевым движением. Поэтому предлагать занимающимся такие упражнения тренер должен только после того, как технические навыки будут усвоены занимающимися правильно и движения ударов и защит разучены достаточно верно. Иначе эти упражнения не только не принесут пользы боксерам, но даже повредят им. Недостаточно подготовленные ученики будут искажать технику движений и тем самым приобретать неправильные навыки.

Развитие ловкости.

  Внезапно возникающие в быстром темпе боя положения требуют от боксера ловкости, способности мгновенно ориентироваться в них и реагировать на поведение противника ловкими, технически организованными действиями.
  В основе ловкости боксера лежат технические навыки. Технически подготовленный боксер отличается совершенством боевых движений, он отлично владеет приемами защиты и нападения.
  Ловкость боксера взаимосвязана с другими его физическими качествами, и прежде всего с быстротой действий. Медлительный боксер не может быть ловким хотя бы потому, что может растеряться в быстро изменяющейся боевой обстановке.
  Ловкость не отделима от выносливости. Уставший боксер становится к концу боя малоподвижным, вялым и уступает инициативу противнику.
  Немаловажное значение для развития специальной ловкости боксера имеет общая ловкость, которая проявляется в высоко-координированных движениях в обстановке, требующей расторопности и быстрой ориентировки.
  Общая ловкость развивается прежде всего с помощью спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, хоккей, теннис), гимнастики, акробатики, борьбы.
  Занятия вс7помогательными видами физических упражнений воспитывают у боксера способность быстро переключать возбудительные и тормозные процессы в центральной нервной системе, совершенствуют работу его нервно-мышечной системы, создают основу для развития специальной ловкости.
  Специальная ловкость боксера развивается имитационными упражнениями: элементарными и произвольными («бой с тенью»), в основе которых лежат элементы техники передвижений, ударов и защиты. «Бой с тенью» позволяет без помех со стороны партнера совершенствовать боевые движения и слитно чередовать их, вырабатывая тем самым пластичность в беспрерывных переходах от одних действий к другим — способность, характеризующую высокое мастерство боксера.
  Для развития специальной ловкости используются упражнения в условном и вольном бою, где ловкость воспитывается в конкретной обстановке. Здесь боксер должен действовать рационально и размеренно, уметь легко переходить от одних действий к другим в зависимости от возникающих положений.
  Технически подготовленный боксер расходует в бою меньше энергии. Движения его экономны, своевременны, кажутся как бы слитными. Он выполняет их с минимальными мышечными усилиями.
  Специфические боевые движения, основывающиеся на сознательных и преднамеренных действиях боксера, позволяют ему легко маневрировать, переходить от защитных действий к наступательным и без значительных усилий слитно чередовать удары, развивая атаки и контратаки.
  * Педагогической практикой тренеров, работающих с боксерами, установ-лено, что спортивная техника скорее и лучше усваивается теми спортсменами, которые проявляют большую ловкость в играх и других видах спорта.

Развитие выносливости.

  Выносливость — важнейшее боевое качество боксера; при ее отсутствии он теряет в турнире все свои способности.
  Бой на ринге предъявляет к организму высокие требования. В течение трех раундов боксер должен быть способен вести его в неослабевающем темпе, инициативно и неутомимо. Продолжаясь всего девять минут, бой бывает насыщен разнообразными действиями переменной интенсивности; изменяется и характер мышечных усилий боксера.
  В чемпионатах боксер вынужден выдерживать большие напряжения и сохранять силы в течение нескольких дней подряд. При этом он не только должен оставаться боеспособным, но и продуманно строить тактику, так как каждый день ему противостоит новый, своеобразный по манере боя противник.
  Всесоюзные и международные чемпионаты последних лет показали, что только при систематической тренировке боксеров, в которой ведущее место отведено подготовительному периоду, можно добиться успеха в достижении высокой и стабильной «спортивной формы». В соревновательном периоде необходимо усовершенствовать «спортивную форму» боксера специальными упражнениями с партнером в перчатках.
  Прежде чем говорить о том, как развить выносливость, необходимую в бою на ринге, определим, что такое общая и специальная выносливость боксера.
  Общая выносливость боксера выражается в таком функциональном состоянии организма, которое характеризуется повышенной дееспособностью его органов и систем, и в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
  Специальная выносливость связана со специальными боевыми навыками боксера. Она выражается в подготовке нервной системы к специфической деятельности в бою на ринге. Эта подготовка дает возможность боксеру быстро и точно реагировать на непрерывно меняющиеся положения в бою, концентрировать и соразмерять свое внимание и усилия только в нужных направлениях, действовать расчетливо и экономно, сохраняя силы.
  Общая выносливость развивается с помощью упражнений, укрепляющих мышечную, сердечно-сосудистую и дыхательную системы (ходьба, бег, передвижения на лыжах, гребля и различная физическая работа). В основе этих упражнений лежит длительная работа.
  Общая выносливость служит базой для развития специальной выносливости.
  Специальная выносливость может быть развита путем боевых упражнений, и в первую очередь упражнений с партнером в условном и вольном бою.
  С чем только не сталкивается боксер в бою: то надо избежать нокаутирующего действия какого-либо излюбленного удара противника, то принять навязываемый ближний бой; атаковать самому либо устраниться от назойливого прямого удара левой противника; полагаться на свои встречные удары или быть осторожным при встрече с контратакующим противником. И в каждом создающемся положении боксер должен действовать успешно и инициативно. Все это достигается специальной подготовкой, в которой тренер преднамеренно ставит боксера в различные тактические положения упражнениями с партнером в перчатках.
  Сосредоточенная, кропотливая работа над совершенствованием любого узкого задания приучает боксера хорошо владеть техникой в любой ситуации боя.
  Каждое тренировочное занятие по совершенствованию техники мастеров спорта содержит по 8—10 раундов условного боя, проводящегося со средней интенсивностью. Последние два раунда в таком занятии полезно посвятить упражнению в вольном бою, в котором тренирующиеся будут произвольно пользоваться тактикой и обобщать все то, что совершенствовалось ими.
  Вольный бой — не только средство развития специальной выносливости, но и критерий оценки подготовленности боксера, его тренированности. В таком бою тренер всегда сможет выявить достоинства и недостатки ученика.
  Трехраундовый и четырехраундовый вольный бой, проводимый в дни боевой практики интенсивно в качестве контрольного упражнения, дает возможность тренеру оценить выносливость спортсмена.
  Выносливость тесно связана с другими качествами боксера. Она зависит от ловкости, умения соразмерять мышечные усилия в бою, действовать с меньшей затратой энергии. Очень много энергии отнимают промахи боксера, связанные с потерей равновесия (признак неловкости).
  Ловкий в движениях боксер, уверенно владеющий своим телом, минимально напрягает мышцы в боевых движениях и менее утомляется. Движения такого боксера отличаются рациональностью и непринужденностью, он легко переходит от оборонительных действий к наступательным и наоборот, ловко действует ударами, слитно чередуя их в атаках и контратаках, и пользуется разнообразной защитой. Хорошая техническая подготовленность боксера — одно из важнейших условий его неутомимости.
  Таким образом, для развития специальной выносливости боксера важно повысить общую выносливость, подготовить нервную систему к специфической деятельности в бою на ринге путем специальных упражнений с партнером и других боевых упражнений, правильно поставить дыхание, содействуя этим непрерывному газообмену в организме.

 

 

                                                                 

 

Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020